Ответственность производителей, импортеров и потребителей

REACH накладывает определенные обязательства на всех производителей, импортеров, дистрибьюторов и последующих потребителей химической продукции, находящихся далее по цепи поставки, внутри Европейского Союза, а также на "специальных представителей", учрежденных в Европейском Союзе производителями третьих стран, экспортирующими свою продукцию на европейский рынок.

Наибольшее количество требований нового Регламента напрямую относится к производителям и импортерам веществ. Они должны будут предоставлять данные по свойствам веществ, проводить Оценку Химической Безопасности и принимать меры по управлению рисками от их воздействия. Последующие по технологической цепочке потребители этих химических веществ будут снабжаться информацией по их безопасности, которой и должны будут следовать во время обращения с веществами. Кроме того, эти потребители в свою очередь должны будут убедиться, что следующие за ними потребители их продукции обладают всей полнотой информации, необходимой для безопасного использования. При наличии такой категории использования вещества, которая не была включена в первоначальную регистрацию, новые категории использования или меры по снижению риска должны быть представлены в Агентство (при объеме используемого вещества более 1 тонны). Дистрибьюторы также должны предоставлять информацию по химической безопасности веществ, которых они продают.

 

Особенности законопроекта для малых и средних предприятий

Малые и средние предприятия (SME - Small and Medium-sized Enterprises) составляют значительную часть химической промышленности Европейского Союза, поэтому предложение по системе REACH было создано с учетом особенностей таких предприятий (например, уменьшенный регистрационный взнос для них). Поскольку для любых компаний независимо от их размера безопасность имеет ключевое значение, требования к информации в соответствии с REACH касаются объемов производимой продукции, использования и свойств химических веществ, а не оборота или количества занятого персонала.

Большинство из SMEs, на которых будет распространяться новое законодательство, представляют собой последующих потребителей химической продукции, находящихся далее по цепи поставки. То есть это компании, которые покупают химические вещества и используют их в качестве ингредиентов в собственных продуктах или используют вещества на промышленном или профессиональном уровне. Таким образом, в результате этого Регламента, большинство химических веществ к моменту их использования такими потребителями будет уже зарегистрировано производителями или импортерами. При оценке риска производители и импортеры должны учитывать категории использования, указанные их потребителями. При этом потребители продукции, которые пожелают сохранить информацию по использованию химической веществ конфиденциальной, могут проводить свою собственную работу по оценке риска. Для потребителей, использующих вещества в количестве менее 1 тонны в год, нет необходимости представлять Отчет по Безопасности Химического вещества.

SMEs, которые относятся к производителям, будут пользоваться следующими преимуществами, созданными системой REACH:

  • Исключение из требований по тестированию для веществ, используемых в исследованиях и разработках, которые ориентированы на продукцию и процессы.
  • Исключение из требований по регистрации для веществ, производимых в объеме ниже 1 тонны.
  • Снижение требований к веществам, производимым в малых объемах (регистрационный порог - 1 тонна в год на производителя/импортера; обычно только in vitro тестирование для веществ, производимых в пределах 1-10 тонн в год). Это позволит обеспечить снижение стоимости для SMEs, которые обычно производят вещества в указанных пределах.
  • Снижение административной нагрузки и стоимости за счет частичного распределения между предприятиями, подающими заявление на регистрацию, во время пре-регистрации.
  • Снижение размера взносов.
  • Поощрение образования консорциумов. Это позволит SMEs сэкономить значительное количество денег за подготовку досье за счет разделения стоимости.
  • Усиление требований к передаче данных по тестированию на животных или других данных по запросу находится также в зоне интересов SMEs.

 

Влияние на производителей стран, находящихся вне Европейского Союза, которые экспортируют свою продукцию на рынок Содружества

Регламент REACH напрямую не распространяется на производителей и экспортеров/импортеров химических веществ в странах, не входящих в Европейский Союз. Однако в рамках REACH экспортеры и импортеры из третьих стран, в том числе и РОССИЙСКИЕ, будут вынуждены выполнять новые требования и следовать новым процедурам при торговых отношениях с Европейским Союзом. Согласно Статье 8 Регламента производители третьих стран, которые будут осуществлять поставку своей продукции на европейский рынок, могут назначать своих представителей в Сообществе ("специальный представитель"), которые будут регистрировать их продукцию, экспортируемую в Европейский Союз. При этом "специальный представитель" будет нести юридическую ответственность по выполнению всех обязательств импортеров в рамках REACH.
В случае учреждения "специального представителя" в Европейском Союзе, не-ЕС производитель должен проинформировать об этом назначении импортеров, которые находятся далее по цепи поставки. При этом эти импортеры в рамках REACH будут трактоваться как последующие потребители продукции.

Необходимо отметить, что не-ЕС производитель имеет свободу выбора, назначить ли "специального представителя" или позволить импортеру регистрировать его продукцию. Назначая "специального представителя" производитель получает больший контроль над регистрационным процессом и избегает необходимости раскрывать потенциально засекреченную информацию импортеру. Также и для ЕС импортеров назначение "специального представителя" не-ЕС производителем имеет свои преимущества. В этом случае импортер будет освобожден от обязательства действовать в рамках REACH как лицо, подающее заявление о регистрации, и будет расценен как последующий потребитель.

"Специальный представитель" не-ЕС производителя наряду с импортером вещества, произведенного не-ЕС предприятием, должны будут совместно с другими ЕС производителями, импортерами или "специальными представителями" предоставлять на рассмотрение информацию об опасности вещества. Они могут также принять решение о совместном представлении Отчета по Химической Безопасности вещества (CSR - Chemical Safety Report).